Портал «Новоросс.info» предлагает вниманию читателей эксклюзивное интервью с известным сербским экспертом, генеральным директором белградского Центра геостратегических исследований Драганой Трифкович. В центре внимания – будущее российско-сербских связей, отношение общественности Сербии к России и возвращению Крыма, европейские псевдоперспективы балканской страны, сценарии протекания конфликта на территории Новороссии и многое другое.
СЕРБИЯ СМОЖЕТ ВЫЖИТЬ ТОЛЬКО В СОЮЗЕ С РОССИЕЙ
— Какое будущее ожидает российско-сербские отношения в свете отмены проекта газопровода «Южный поток»? Остаётся ли потенциал для развития двустороннего сотрудничества?
– Российско-сербские отношения имеют давнюю историю, основанную на совместном происхождении и общих ценностях культуры и религии. Россия и Сербия всегда были на одной и той же стороне и действовали против общего врага. Интересно то, что многие сербы любят Россию, хотя никогда не посещали её. Именно эта духовная связь, которая существует на протяжении веков, является неотъемлемой частью сербской национальной идентичности. Именно из-за этой связи, несмотря на то, какие решения принимает правительство Сербии (я сознательно говорю правительство Сербии, а не сербское правительство), люди всегда будут на стороне России.
Самым большим препятствием для развития двусторонних отношений между нашими двумя странами является суверенитет Сербии. После бомбардировок Сербии со стороны НАТО и государственного переворота, который организовали и профинансировали западные страны, наши государственные институты были узурпированы и в данный момент они защищают чужие интересы. Судьбу Сербии теперь решает не Белград, а Вашингтон и Брюссель. Налицо глубокое разделение между правительством Сербии и народом.
Все политические партии, которые входят в правительство Сербии, находятся под иностранным контролем и из-за этого в скупщине (парламенте Сербии – ред.) не слышен ни один голос, выступающий за сотрудничество с Россией. Важно подчеркнуть, что определённая часть оппозиционных партий тоже сотрудничает с западными силами и только ждёт время, когда их услуги станут необходимыми. Запад также создал несколько новых партий, представленных как прорусские (так была представлена и Сербская прогрессивная партия до того, как пришла к власти), чтобы фальсифицировать волю народа. Если эти партии войдут в правительство, их прорусская ориентация официально будет существовать, но на самом деле они будут работать на Вашингтон и Брюссель.
Для возвращения суверенитета нам нужно решение, которое может предложить только Россия. Сербия может выжить только в союзе с Россией и при политике, осуществляемой во взаимных интересах.
Отмена проекта «Южный поток» в Сербии привела к погашению последнего луча надежды на благополучное будущее. Этот проект имел важное стратегическое значение для Сербии в области экономики и безопасности, и считалось, что он может изменить положение страны в международном сообществе. Многие специалисты в Сербии считают, что этот проект только заморожен и что в будущем он будет осуществлён.
«ТУРЕЦКИЙ ПОТОК» УСИЛИТ ВЛИЯНИЕ ТУРЦИИ НА БАЛКАНАХ. ДЛЯ СЕРБИИ ЭТО ОПАСНО
— Согласны ли Вы с мнением, что вынужденный отказ России от «Южного потока» существенно ослабляет российское влияние на Балканах, тогда как возможная реализация так называемого «Турецкого потока» приведёт к усилению позиций Анкары в регионе? Перспектива наращивания экономического и политического влияния Турции на Балканах – это выгода или опасность для Сербии и России?
– Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотела бы подчеркнуть, что я считаю, что проект «Южный поток» будет осуществлён и что он нужен Европе. Нынешняя ситуация, а также возможность реализации газопровода, соединяющего Россию и Турцию, глубоко обеспокоила ЕС. Этот сценарий привёл бы к укреплению турецких сил на Балканах, а для Сербии это было бы очень опасно. Сербия несколько веков находилась под турецкой оккупацией, что привело к многочисленным и долгосрочным проблемам. Среди прочего речь идёт о религиозном вопросе, который тянется с того времени, когда сербы под влиянием Турции переходили в мусульманскую веру, что помогло Западу в провоцировании конфликта в бывшей Югославии.
Турция начала усиливать своё влияние на Балканах с момента распада Югославии и конфликта на территории её бывших республик при большой поддержке США и Англии. Турция проводит открытую неоосманскую политику. Нынешний премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу 5 лет назад объявил поход на Балканы. В своём произведении «Стратегическая глубина: Международное положение Турции» (2001 г.) он изложил фундамент своей неоосманской догмы, а правящая партия президента Турции Реджепа Эрдогана (Партия справедливости и развития) именно на этой догме построила свою политику. В ходе визита в Косово в 2013 г. Реджеп Эрдоган вместе с премьер-министром несуществующего государства Косово посетил г. Призрен, бывшую столицу царя Душана, гордость сербского государства, и заявил: «Косово – это Турция». Надеюсь, мне сейчас удалось объяснить, насколько серьёзная угроза исходит от укрепления турецкого влияния на Балканах.
Возвращение Турции на Балканы означает и возможность агрессии в Крыму и на Кавказе. В связи с этим, сотрудничество с Турцией должно быть глубоко проанализировано и вестись очень осторожно.
ЕДИНСТВЕННОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ВВЕДЕНИЮ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ – СЕРБСКИЙ НАРОД
— Ещё в ноябре еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан сказал, что Сербия как кандидат на вступление в ЕС должна постепенно привести свою внешнюю политику в соответствие с линией Брюсселя, в том числе в вопросе введения санкций против России. В то же время первые лица Сербии не устают заявлять, что страна никогда не присоединится к антироссийским запретительным мерам. Как полагаете, сумеет ли Белград и дальше сохранять свою позицию?
– Для ясности понимания нужно сначала объяснить, что раньше в Европейском союзе был комиссар по вопросам расширения ЕС, а сегодня это комиссар по европейской политике соседства и переговорам по расширению. На первый взгляд это только разница в названии, но разница большая. Евросоюз принял решение, что до 2020 г. не будет расширения. Но название было изменено, чтобы вечные кандидаты могли остаться в приёмном зале. Это относится к Сербии, которая является нежелательной в ЕС (как и Украина), но желательно то, что до принятия в члены страна ослабляется и распадается.
К сожалению, правительству Сербии нельзя верить. Они все ещё повторяют, что никогда не будут признавать независимое Косово, а де-факто это уже сделали, когда поставили границу и таможенные пункты между центральной Сербией и южным автономным краем, когда закрыли государственные институты Сербии в Косово, когда угрозами и шантажом заставляли народ принимать участие в выборах, организованных незаконным правительством Косово. Если они работают против интересов своей страны, как можно рассчитывать на их твёрдое решение не вводить санкции против России?
В основе проблемы лежит покорность политиков Вашингтону и Брюсселю, в результате чего Сербия заботится не о своих интересах, а об интересах Вашингтона. Неписаное правило в отношениях с Западом – если правительство или политик определённой страны когда-то сделали уступку Западу в ущерб национальным интересам, то ожидается, что это будет повторяться каждый раз. Другое дело, что политики, которым было позволено прийти к власти в Сербии, в сущности не против требований Вашингтона и Брюсселя.
Единственным препятствием введению санкций против России является сербский народ, для которого это было бы каплей, переполнившей чашу.
— Между Россией и Сербией уже давно действует Зона свободной торговли, а сейчас ведутся разговоры о возможности создания ЗСТ с Евразийским экономическим союзом. Насколько это реально на сегодняшний день?
– Я думаю, что в нынешних условиях это малореалистично. Сербия ничего не сделала, чтобы развить собственную экономику, хотя для этого появились возможности. Напомню, что в 1999 г. наши заводы и инфраструктура были мишенью бомбардировок НАТО. Ранее Сербия была аграрной страной, а теперь мы импортируем яблоки, лук и картофель, хотя на самом деле могли бы это экспортировать. Это цена европейской интеграции. Сербия неоднократно получала предложения от русских инвестировать в экономику, энергетику и инфраструктуру, но приказ из Вашингтона ясно говорит, что русские вложения не желательны.
В СЕРБСКОМ ОБЩЕСТВЕ – ДЕФИЦИТ ПРАВДИВОЙ ИНФОРМАЦИИ О ЕВРОСОЮЗЕ
— Недавно компания Ipsos обнародовала данные опроса, согласно которому более половины жителей Сербии заявили о положительном отношении к России (52%) и практически столько же высказались за вступление в Евросоюз (54%). Чем, на Ваш взгляд, объясняется такая противоречивость?
– Нужно иметь в виду, что компания Ipsos – западная компания, которая хорошо знает, как подстроить данные так, чтобы они их устраивали. В исследованиях, проведённых сербскими агентствами, результаты существенно отличаются. Например, по данным журнала «Новая сербская политическая мысль», за последний год за союз Сербии и России выступало 68% граждан Сербии.
Разногласия, конечно, есть, но они вызваны недостатком информации у сербской общественности. В Сербии вообще нет информации о политической и экономической нестабильности и высоком уровне безработицы в странах-членах ЕС, о демонстрациях в европейских городах и долгах большого числа стран сообщества. СМИ в Сербии либо принадлежат Западу, либо находятся под его контролем, за исключением некоторых ежемесячников и политических порталов. Многие люди в Сербии не видят реальности. Они думают, что все наши проблемы будут решены с момента присоединения к ЕС, потому что ЕС отождествляется с высоким уровнем жизни, вложениями, новыми рабочими местами и т.д. Народ не знает, что некоторые страны, в том числе Болгария, Румыния и Греция, обеднели после вступления в Евросоюз. Сербские политики постоянно говорят о новых инвестициях, а в действительности все так называемые западные инвестиции мы финансируем из бюджета Сербии в рамках различных программ стимулирования.
— Как выполняется план по «нормализации отношений» между Сербией и самопровозглашённой «Республикой Косово»? Есть ли основания считать, что подписанное под давлением Брюсселя в апреле 2013 года соглашение о нормализации отношений с косовским квазигосударством стало своего рода сделкой: Сербия окончательно отказалась от Косовского края в обмен на ясную перспективу членства в ЕС?
– Я с этим не могу согласиться, особенно имея в виду, что сербское правительство хорошо знает об отсутствии перспективы членства в ЕС. Суть европейской интеграции заключается в распаде Сербии, в то время как обман о Евросоюзе как единственном пути к благополучной жизни продолжает существовать. С другой стороны, вступление Сербии в ЕС нежелательно. Подписание Брюссельского договора с террористами Армии освобождения Косова, которых Вашингтон назначил государственными деятелями, было обязательством, взятым на себя Николичем и Вучичем. Речь идёт о том, что Вашингтон не был доволен скоростью, с которой предыдущее правительство шло на признание независимости Косово, и поэтому было принято решение найти более покладистых партнёров.
Следующим шагом, наверное, будет сербское согласие с вступлением этого нарко-террористического государства в ООН. Недавно Сербия уже согласилась с вступлением Косово в Международный олимпийский комитет (МОК), объясняя это интересами спорта. На следующий день в отечественной прессе появилась большая статья: «Россия и Китай предали Сербию» (якобы, они виновны в том, что не выступили против принятия Косово в МОК, хотя в Олимпийском комитете нельзя наложить вето на принятие решения, потому что решения принимаются большинством голосов). Таким образом, официальная Сербия согласилась с этим, а в предательстве обвинила дружественные нам страны.
В любом случае мы не можем говорить о нормализации отношений с Косово. В прошлом году я была в этом южном сербском крае, посетила сербские анклавы и города, из которых были изгнаны сербы. Ощущение нетерпимости и насилия там сильное. В южном сербском крае развиваются американские и албанские знамёна, а последние из сербов живут в анклавах в страхе, окружённые колючей проволокой. И никто им не может гарантировать право на жизнь.
КРЫМ ИСТОРИЧЕСКИ И ДУХОВНО – ЧАСТЬ РОССИИ, КАК И КОСОВО – ЧАСТЬ СЕРБИИ
— Объясните, почему возвращение Крыма в лоно России сербское общество восприняло с воодушевлением, хотя, казалось бы, это нарушило территориальную целостность Украины аналогично тому, как одностороннее отделение Косово нарушило целостность Сербии?
– Возврат Крыма в состав России подтверждает наше убеждение в том, что Косово снова станет частью Сербии. Мы можем попасть в ловушку, рассматривая этот вопрос сквозь призму искусственно нарисованных границ. Крым исторически и духовно – часть России, как и Косово – часть Сербии. Мы знаем, что Крым случайно вошёл в состав Украины. Хрущёв в 1954 г. принял политическое решение перевести Крым в состав Украины, которая тогда была частью Советского Союза. Это после распада СССР Украина стала отдельным государством.
То же самое произошло и при распаде Югославии, когда новообразованные государства получили территории, на которых испокон веков жили сербы. Границы республик в Югославии определены не по этническим, а по политическим принципам. В течении войны на территории бывшей Югославии сербы были изгнаны со своих родных земель в Хорватии, а потом и в Косово. Западные силы искусственно формируют новые народы и языки, о чём свидетельствует пример Боснии и Герцеговины. Подобное произошло и в Черногории, где были образованы народ и язык, названные по географическому названию. Это как если бы завтра было оформлено Московское государство с московским языком. Но у вас, конечно, есть и другой пример – Малороссия то есть Украина.
— В этом году Сербия заняла пост председателя ОБСЕ и провозгласила своим главным приоритетом эффективное посредничество в деэскалации конфликта на Украине. Стоит ли всерьёз рассчитывать, что Белград сумеет добиться прогресса в урегулировании конфликта?
– Если бы Сербия, т.е. представители сербской власти в ОБСЕ могли решить конфликт в интересах Вашингтона, они провозгласили бы это прогрессом. Конфликт на Украине стал калькой конфликтов в Югославии. Это не случайно началось, Запад это планировал. Но, к сожалению, большая часть народа на Украине до сих пор не понимает, что конфликт имеет не этническую, а политическую природу и что украинские политики служат интересам Запада. Война на Украине началась после того, как снайперы стреляли в толпу людей на митинге, а именно так началась и война в бывшей югославской республике Боснии и Герцеговины. Американские военные компании и инструкторы обучили и вооружили хорватских и мусульманских экстремистов, а теперь то же самое делают с украинскими экстремистами.
В течение 90-х годов 20 века СМИ демонизировали сербов, хотя сербы были главной жертвой этих конфликтов. Таким образом, палачи превращались в жертв, а жертвы становились палачами. Это происходит сегодня с Россией и русскими. Мы уже слышали заявление Яценюка, что Россия напала на «мирную» гитлеровскую Германию во Второй мировой войне. Вместо того чтобы подчёркивать сходства между конфликтами в бывшей Югославии и на Украине, сербское правительство постоянно твердит, что уважает целостность Украины (считая Крым частью Украины). Как ни парадоксально, но при этом официальная Сербия не поддерживает целостность своей страны, постоянно работая на отделение Косово.
ВОЙНА НА УКРАИНЕ НЕ ЗАКОНЧИТСЯ ЕЩЁ ДВА-ТРИ ГОДА
— Если попробовать взглянуть немного в будущее, то каков Ваш прогноз по поводу развития событий на Донбассе в среднесрочной перспективе? Наиболее вероятным сценарием является «замораживание» конфликта по образцу приднестровского, политическое урегулирование или новая фаза обострения до полной капитуляции одной из противоборствующих сторон?
– Война в Югославии и бомбардировки Сербии были только началом похода на Россию, а Украина стала продолжением этой кампании. Для мирного политического урегулирования нужны две стороны, готовые к такому решению. В Украине есть одна сторона, которая стимулирует конфликты (украинское государство под контролем Вашингтона), а другая – народ, который просто пытается защищаться от атак собственной армии.
Мы убедились, что Россия готова к мирному решению, тогда как США, контролирующие власть в Киеве и ЕС, призывают к продолжению конфликта. И это не только на Украине, похожее происходит и на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Азии. Такое поведение США является следствием нестабильной позиции Америки в качестве лидера международного сообщества. Время глобальной гегемонии США завершилось, и мы уже находимся в многополярном мире, но Америка не готова к такой реальности. Я считаю, что война на Украине не закончится ещё два-три года, в то время как опасность новых конфликтов на границах России и Европы продолжит существовать. Конфликты будут продолжаться до расформирования НАТО.
— В октябре сербский парламент принял закон об уголовной ответственности за участие граждан Сербии в вооружённых конфликтах за рубежом. Правильно ли я понимаю, что помимо исламистов, отправляющихся воевать на Ближний Восток в рядах «исламского государства», под действие этого закона попадают сербские четники, сражающиеся плечом к плечу с ополченцами Новороссии против украинских войск?
– Вы правильно поняли – закон был принят под давлением иностранных послов именно из-за сербских добровольцев, которые хотели воевать на стороне сил самообороны Новороссии.
Более 10 лет существуют тренировочные базы для исламских экстремистов в Сербии – в Косово, а также в области Рашка. Они находятся под патронатом Запада, и террористы оттуда отправляются в Сирию, Ирак и Ливию, где участвуют в войне в интересах Вашингтона. Но вообще не было слов о принятии такого закона из-за проблем с исламистами. Во всяком случае, сербская судебная система во многих случаях их освобождала, хотя имелись доказательства совершения ими убийств и преследований сербов. Однако в оккупированной стране нет прав и справедливости.
Я хотела бы добавить, что украинская армия до Майдана прошла обучение военным операциям в городских условиях в американской базе Кэмп-Бондстил в Косово, а частные военно-охранные компании, связанные с Лондоном и Вашингтоном, призывают сербов в Ирак и Сирию, где они принимают участие в агрессии против этих стран. Так, с одной стороны есть систематическое отвлечение Сербии на антисербский и антироссийский путь посредством параполицейских формирований под управлением Лондона, уголовных структур в полиции, а также отправки специалистов, призванных защищать американские интересы в оккупированных странах. С другой стороны у нас есть законодательное ограничение сербов, которые желают помочь русскому народу на Украине защитить себя от нападений, организованных по приказу Вашингтона.
В конце я хотела бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поприветствовать народ в Крыму с искренней симпатией к их решению вернуться на родину!
Беседу вёл Кирилл Губа
на фото: Косово и Метохия, город Косовска Митровица. Мост, который отделяет сербскую и албанскую части города