Авторизироваться


Чужой компьютер





Внезапный Баталин, скандальный Котляревский и несговорчивый Джемилев (обзор недели 1 – 7 октября)

Политика / Эксклюзив

Внезапный Баталин, скандальный Котляревский и несговорчивый Джемилев (обзор недели 1 – 7 октября)
Сход с предвыборной дистанции директора завода «Фиолент», крымского депутата Александра Баталина стало настоящим громом среди ясного неба, причем не только для избирателей округа №2, но и для самих крымских регионалов. Судя по продолжающемуся гробовому молчанию со стороны крымского штаба ПР и продолжающейся по инерции рекламированию Баталина в подконтрольных правящей партии СМИ, боссы Партии регионов даже не удосужились поставить в известность своих партийных подчиненных в Крыму о совершенной сделке.

То, что это была сделка на уровне Киева, сомневаться вряд ли приходится. О том, что крымский штаб Партии регионов не собирался снимать Баталина с выборов, говорит и упомянутая выше рекламная кампания кандидата в средствах массовой информации и на внешних носителях, продолжавшаяся даже после официально оглашенного решения Центризбиркома, и странное, кричащее молчание первых лиц КРО ПР по этому поводу, которое попытались смягчить некоторые партийцы, оставляя на своих страницах в социальных сетях сообщения о заболевшем Баталине. Да и смысла снимать своего кандидата с гонки за три недели до выборов у крымского штаба ПР особого нет, учитывая, что кампании именно симферопольских кандидатов Дзоз и Баталина обошлись партийной казне дороже всех остальных. Кроме того, снять Баталина – это значить своими руками разрушить собственными усилиями созданную и взлелеянную красивую легенду о «единой крымской команде Партии регионов», которая «всех победит» и «все сможет». Снять Баталина – это не только потерять округ и потом отвечать за это «по всей строгости» перед Киевом, но и навредить имиджу самой партии и других кандидатов-мажориатрщиков, ряды которых, оказывается, не так едины и монолитны, как это пытались представить.

Вряд ли и сам Баталин решил самоустраниться от выборного процесса. Еще за день до подачи заявления в ЦИК Александр Сергеевич открывал детскую площадку на своем округе и охотно общался с журналистами по вопросам продолжающейся избирательной кампании. И вдруг ни с того ни с сего меньше чем за сутки Баталин резко «заболевает» и успевает еще написать заявление в Центризбирком о своем снятии… Очень уж странно. Более близкой к реальности представляется версия о том, что решение исключить Баталина из кандидатов в нардепы принималось на самом высоком уровне, и ни мнение Баталина, ни мнение руководства крымских регионалов в этой ситуации Банковую просто не интересовало.

Другой вопрос, что (или кто) послужило причиной принятия такого решения. В СМИ сегодня фигурируют несколько версий случившегося, но все они говорят о том, что инициатива по снятию директора «Фиолента» с избирательной гонки принадлежит его главному оппоненту Льву Миримскому. Поговаривают, лидер «Союза» нашел пути выбить для себя 2-й округ благодаря вице-премьеру Андрею Клюеву. При непосредственном участии влиятельного олигарха-регионала Миримский сумел проллобировать снятие Баталина в Администрации президента. Взамен Лев Юльевич якобы поклялся в верности своему благодетелю уже в роли народного депутата Украины, а это значит, что в будущем парламенте Миримский (если, конечно, станет депутатом), войдет во фракцию Партии регионов, находясь в одном лагере с теми, кто сегодня его жестко критикуют. Кстати, довольно популярна в СМИ версия, что Клюев формирует подконтрольную себе группу депутатов в будущей Раде. Вполне возможно, что к некоторым снятиям кандидатов-мажоритарщиков в других областях Украины, которые в последние несколько недель приобрели массовый характер, приложил руку и действующий глава всеукраинского штаба Партии регионов. Плюс ко всему, на уровне центрального партийного руководства у Анатолия Могилева немало недоброжелателей, которые не упустят возможности поставить подножку крымскому премьеру.

Теперь Льву Миримскому, рейтинг которого, по некоторым данным, приближался к рейтингу Баталина, вряд ли что-то помешает одержать победу на округе №2. Тем не менее, и крымские регионалы, возможно, вопреки решению партии, потеряв кандидата, сдаваться не намерены, ведь в кампании на этом округе участвует немало людей, подконтрольных штабу КРО ПР. Но если большинство из них являются чисто техническими кандидатами (и одновременно «черными технологами» по дискредитации оппонентов), то экс-соратник Миримского по партии «Союз» Анатолий Петров, выдвижению которого на округе №2 поспособствовали регионалы, имеет определенный уровень поддержки избирателей округа. Хотя на стороне Миримского и электоральный перевес, и выгодное распределение сил в окружкоме, и (самое главное) индульгенция от партийных боссов ПР, кампания на округе №2 еще не окончена, и вполне возможно, в самое ближайшее время мы станем свидетелями новых неожиданных поворотов событий.

***
Уход Баталина от выборных дел породил массу слухов и домыслов относительно того, что «самоустранения» мажориатрщиков от Партии регионов в Крыму на этом не закончатся. Так, некоторые политики, среди которых и скандальный соратник Леонида Грача Вячеслав Захаров, прочат снятие с выборов кандидату по округу №1 Виталине Дзоз. Сама министр образования и науки автономии заверяет, что будет продолжать бороться до конца и ни за что не снимется с гонки. Но как показывает случай с Баталиным, решать это не ей и даже не Анатолию Могилеву… Впрочем, предпосылок для отстранения Дзоз от выборов пока что нет. Более серьезные проблемы у регионалов сложились на округе №4, где развернулась нешуточная борьба между кандидатом от партии власти Олегом Параскивым и самовыдвиженцем, экс-«союзовцем» Николаем Котляревским. Так, на прошедшей неделе вспыхнул скандал о якобы имеющем место подкупе избирателей со стороны Котляревского. Две женщины публично рассказали о том, как занимались домовыми обходами и скупкой голосов в пользу Котляревского в нескольких селах Сакского района. Сам Котляревский в прямом телеэфире отверг обвинения в подкупе избирателей, назвав их «спланированной провокацией Партии регионов». Как сообщает «Новый Регион», позже на встрече с жителями села Рунное Котляревский попросил сельчан сказать: кому предлагали и кто получил деньги, однако таковых не оказалось. Более того сельчане были крайне возмущены по поводу неправдивой информации о подкупе. Тогда слово взяла Людмила Кузнецова, которая якобы была нанята людьми Котляревского для раздачи избирателям по 200-300 грн за голоса. Женщина под смех односельчан стала эмоционально обвинять Котляревского сначала в подкупе, а потом в отказе выплатить ей причитающееся за «работу», после чего швырнула несколько купюр в кандидата. Единственным жителем села, который поддержал Кузнецову, стала Ирина Кудина, также ранее сообщавшая о противозаконной деятельности штаба Котляревского. Однако на месте выяснилось, что Кузнецова является матерью Кудиной, а в селе об их агитаторской работе на Котляревского ничего неизвестно.
Как бы там ни было, окончательную оценку данной ситуации должна дать прокуратура, но сам Котляревский громко заявляет о том, что провокации против него организовала именно Партия регионов, а у Олега Параскива, по словам экс-«союзовца», которого чуть ли не втрое меньше, чем у него самого. В штабе Параскива эти заявления никак не комментируют, а «прорегиональная» социология отдает преимущество кандидату от ПР. Однако очевидно, что борьба между кандидатами переместилась из плоскости газетных и Интернет-страниц в непосредственно в «поле», и история «с подкупом избирателей», вполне возможно, будет не последним скандалом на этом округе.

***
На прошедшей неделе крымский премьер Анатолий Могилев обратился к опыту Василия Джарты, предпринял попытку принудить к официальной регистрации крымско-татарский меджлис. «Юридически он (меджлис – ред.) никак не оформлен. У него нет ни юридического адреса, ни печати, ни другой атрибутики. Есть название "меджлис". И его юридическое оформление в первую очередь нужно крымским татарам, чтобы меджлис был зарегистрирован и имел законное право, в том числе на какие-то официальные заявления», – говорил в свое время по этому поводу Василий Джарты.
Анатолий Могилев также ограничился лишь заявлением, сделанным в ходе четырехсторонней встречи, в которой также приняли участие министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу и глава меджлиса Мустафа Джемилев. Так, в ответ на стандартные жалобы Джемилева по поводу отсутствия полноценного диалога украинских властей с меджлисом и переформатирования двухгодичной давности «Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины» крымский премьер заявил, что в соответствии с законом, меджлис должен быть зарегистрирован в министерстве юстиции в качестве общественной организации или, если угодно, представительного органа крымских татар. И только тогда, по мнению Анатолия Могилева, возникает правовая база для диалога органов власти с меджлисом.

Реакция Джемилева на это предложение была вполне ожидаемой и прогнозированной – категорический отказ регистрироваться, мотивированный тем, что меджлис – «это не организация единомышленников, число которых только в Крыму составляет свыше тысячи, а представительный орган народа».

Проблема официального статуса меджлиса для Крыма, безусловно, далеко не нова и, надо сказать, уже набила оскомину, причем не только у традиционных политических оппонентов этого объединения в лице русских организаций в автономии и за ее пределами, но и у многих политических экспертов. А если еще и учесть тот факт, что руководство меджлиса никоим образом не выказывает желания дезавуировать свою стратегическую цель – построение крымско-татарского национального государства в Крыму, то ситуация становится и вовсе неоднозначной.

Цель крымских властей в данном вопросе понятна: регистрация меджлиса и его оформление в качестве общественной организации фактически вручит официальной власти конкретные рычаги влияния на данную структуру. Что крайне важно не только с экономической (в первую очередь – в плане земельных отношений), но и с политической точки зрения. Поскольку сделает лидеров меджлиса более сговорчивыми в период различных избирательных кампаний. Однако, как и в случае с Джарты, меджлис, конечно же, не станет на общих основаниях вписываться в правовое поле Украины, поскольку претендует не на роль общественной организаций или политической партии, а на роль своего рода национального парламента с особым статусом. Регистрируясь как общественная организация, политическая партия или общественное движение, меджлис тут же снимает с себя претензии на особый статус. Причем под угрозой в таком случае оказывается и статус "коренного народа, имеющего особые права на территорию Автономной Республики Крым и особое место в системе политической власти", который меджлис все эти годы пытается закрепить за татарами. Потому, вероятнее всего, слова крымского премьера о легализации меджлиса снова окажутся просто словами. У Джарты, обладавшего гораздо большим влиянием на Банковую, нежели Могилев, не получилось принудить меджлис отправиться в Минюст, а у действующего крымского премьера этих рычагов и того меньше. К слову, СМИ вновь начали говорить о скорой отставке Могилева, которая состоится сразу после парламентских выборов. Якобы президент Янукович уже озвучил Могилеву соответствующее решение, и Анатолий Владимирович вместе с нынешним руководителем крымского штаба ПР Павлом Бурлаковым покинут Крым. Нынешний первый вице-премьер АРК, скорее всего, вернется в Макеевку, а вот Могилев, вполне возможно, снова осядет в оном из высоких киевских кабинетов. Правда, насколько новая должность будет высока, станет понятно после выборов, исходя из того, какой результат дадут регионалы в Крыму.


Константин Шевчук
Больше аналитики, инсайдерских данных и актуальных новостей читайте в Telegram-канале НОВОРОСС.ИНФО

Просмотров: 2046


Происшествия
ТОП новостей