Авторизироваться


Чужой компьютер





20 лет назад Верховный Совет Крыма запретил меджлис. Кому все эти годы была невыгодна реализация решения парламента автономии? (ОБНОВЛЕНО. ВИДЕО)

Главная новость / Политика / Эксклюзив

20 лет назад Верховный Совет Крыма запретил меджлис. Кому все эти годы была невыгодна реализация решения парламента автономии? (ОБНОВЛЕНО. ВИДЕО)
На фоне кипящих предвыборных страстей практически незамеченным для политикума и прессы Крыма осталось 20-летие документа, реализация которого могла бы значительно изменить политические, экономические, социальные процессы на полуострове, погасить существующие сегодня конфликты. Речь идет о постановлении Верховного Совета Крыма № 167-1 от 8 октября 1992 года «О ситуации в Крыму в связи с антиконституционной деятельностью «меджлиса крымскотатарского народа» и организации крымскотатарского национального движения», которое так и не было выполнено.

Мы обратились к экспертам и журналистам Крыма, работающим по меджлисовской тематике в Крыму, с просьбой прокомментировать - почему за 20 лет не реализовано решение Верховного Совета автономии по меджлису и к чему приведет дальнейшая деятельность экстремистской этнической организации?

Анатолий Филатов. Заместитель директора по науке украинского филиала Института стран СНГ, кандидат философских наук, доцент. Председатель общественной организации «Таврический союз»:

Прежде всего, необходимо определиться, кто должен был исполнять это решение. На момент его принятия Верховный Совет Крыма был высшим республиканским органом власти. Действовала Конституция Республики Крым как государственного образования, находящегося в переговорных отношениях с Украиной. Следовательно, решение Верховного Совета должны были исполнять правоохранительные органы Республики Крым – Министерство внутренних дел Крыма, Республиканская прокуратура, Служба безопасности. Они это не исполнили. После переподчинения крымских правоохранительных структур Украине в 1994 г., это решение также не было исполнено. А потом о нём просто не вспоминали. Мне кажется, что причина одна – ни 20 лет назад, ни сейчас власть не обладает необходимыми ресурсами, чтобы пресекать противоправную деятельность, исходящую от хорошо организованных незаконных структур. Возникающие проблемы с такими, по сути дела – преступными, структурами власть решает методом компромисса – инкорпорирует в свой состав их представителей. Так произошло и с нелегальным «меджлисом», его представителей включили в структуры власти.

Если нелегальный статус «меджлиса» будет сохраняться, то сам этот факт будет дискредитировать действующую власть.

Падение рейтинга деятелей «меджлиса» и рост влияния оппозиционных «меджлису» крымско-татарских организаций может привести к тому, что все они станут источниками конфликтов в Крыму. Каждая по своим «соображениям»: «меджлис», чтобы сохранить влияние в крымско-татарской среде, Крымско-татарский народный фронт, чтобы доказать, что он решительнее прежних вождей «меджлиса», а мусульманские радикалы только по той причине, что им надо строить Всемирный халифат.

Олег Родивилов. Экс-председатель комиссии по культуре Верховного Совета Крыма, депутат трех созывов:

Хочу напомнить уважаемым читателям, что принятию решения Верховного Совета Крыма о запрете меджлиса предшествовали события в селе Красный Рай под Алуштой 5 октября 1992 года, когда сады были захвачены экстремистами, а потом освобождены силовиками и крестьянами. Это подействовало – на въезде в Алушту со стороны Симферополя мы до сих пор можем любоваться цветущими садами, а не уродливые сараи самозахватчиков на многократно перепроданной земле.

Напомню и то, что на следующий день при штурме татарскими экстремистами Верховного Совета Крыма пострадало 113 милиционеров, 23 из которых стали инвалидами. При этом никто из меджлисовцев даже штрафа не заплатил.

Чтобы загладить свое бездействие, прокуратура Крыма собрала и обобщила материалы о деятельности меджлиса. Выяснилось, что татарам на полуострове выделено уже 73 тысячи земельных участков, т.е. их хватало уже на каждую татарскую семью и это было в два раза больше, чем обеспечение землей людей, живущих здесь многие годы. Уже в 1992 году у татар Крыма не было никакого основания для захвата земель. Но был земельный бизнес меджлиса, существующий до сих пор.

Интересно, что большинство крупных захватов меджлисовские экстремисты проводили на следующий день после выборов. Так было в 90-х годах, так было в 2006 году.

Самозахваты выгодны властям и покрываются ими. Так, когда была принята законодательная норма об уголовном преследовании за самозахваты, чиновники объявили, что нельзя карать тех, кто совершил захваты земель до выхода закона. А ведь если земля не освобождена – то преступление продолжается. Но даже по дальнейшим самозахватам не было возбуждено ни одного дела и в итоге… законодательную норму отменили, как неработающую.

Нелегальный статус меджлиса породил такие явления как «партия боксеров» «Адалет» - структура, которая не скрывает того, что занимается рэкетом, а параллельно обеспечивает охрану меджлисовских акций, такие организации как Исламская партия Крыма, Мусульманская партия Крыма, и, наконец, крымские структуры Хизб-Ут-Тахрира, организации вахабитов. Они говорят – если нарушать законы и оставаться безнаказанным можно меджлису, то отчего нельзя нам?

А властям сегодня выгодно иметь меджлисовскую «дубину» против славянского населения Крыма, выгодно, чтобы русское большинство отвлекалось на укусы меджлисовских «блох», и не занималось интеграцией с русским миром.

Юрий Першиков. Политический обозреватель. Редактор газеты «Таврические вести. Новороссия»:

Решение Верховного Совета Крыма о прекращении деятельности нелегального меджлиса было серьезной демонстрацией силы для властей Украины, заставившей Киев задуматься о своем контроле над полуостровом. При этом власти «политического недоразумения» увидели серьезный ресурс для осуществления своих планов именно в меджлисе, который можно было использовать и против местных властей, в действиях которых Киев подозревал сепаратизм, и против русского большинства населения полуострова, открыто тяготеющего к России.

Меджлис оказался полезен Киеву и для решения экономических вопросов незаконного характера, и как разменная карта во внешней политике, особенно в отношениях с западом.

Именно меджлис, оставаясь нелегальной, а значит неконтролируемой законными методами структурой, аккумулировал огромные средства, поступающие от арабских, турецких, американских фондов и структур, а также от украинских властей, из крымского бюджета для «поддержки депортированных граждан».

Именно при помощи меджлиса можно было реализовывать принесенную его будущими функционерами на полуостров восточную систему откатов, которая в настоящее время стала, к сожалению, для Крыма системным явлением. С функционерами меджлиса высокопоставленным чиновникам можно было решать и вопросы криминального характера.

Поэтому власти Украины не только не дали реализовать решение крымского парламента, но и, по сути, превратили меджлис в неприкасаемую структуру.

На сегодняшний день нездоровая тенденция заигрывания властей с нелегальной экстремистской структурой продолжается. Мало того, татарское меньшинство населения Крыма становится привилегированной этнической группой. Установлены национальные квоты для чиновников, силовиков, врачей и т.д. Сегодня эти льготы по национальному признаку хотят усугубить разработанным вожаками меджлиса законом «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» - сырым, противоречивым, несправедливым и дискриминационным по отношению к большинству населения Крымского полуострова.

Нужно понимать, что основной лозунг меджлиса о якобы ущемлении прав татар Крыма является ложным. Татары имеют все права граждан Украины, мало того, помимо национальных квот, они являются самыми обеспеченными в Крыму землей и они не нуждаются в существовании экстремистской структуры, использующей их в своих политических и экономических целях.

Однако пока будет существовать нынешняя Украина – будет существовать и нелегальный меджлис, по сути, негласно интегрированный в теневую систему власти. Говорить, что меджлис оппозиционен власти – просто смешно. Он нужен власти, выполняет ее задачи и именно поэтому до сих пор существует.

Если такая ситуация будет продолжаться и далее, то напряжение между большинством населения Крыма и приверженцами меджлиса, наживающегося в том числе и за счет других жителей полуострова, будет нарастать. Основная часть населения полуострова уже сегодня воспринимает действия, лозунги и требования меджлиса как несправедливые и экстремистские. Такая ситуация неизбежно приведет к конфликту. Каким он будет – политическим, административным или силовым – узнаем со временем, но в любом случае деятельность меджлиса не принесет стабильности и процветания полуострову.

Алексей Неживой. Политический обозреватель:

Крымская автономия не имела тогда и не имеет сейчас механизмов, которые позволили бы привести действительность в соответствие с тем, что было изложено на бумаге. К тому же, в Киеве до сих пор многие считают, что меджлис, это очень удобный инструмент для противодействия пресловутому крымскому сепаратизму. Эдакий лом, которым всегда начинают ворочать в теле Республики, как только появляется малейший намек на желание отстоять или расширить полномочия республики. Наконец, и многие крымские деятели все два десятка лет успешно находили общий язык с меджлисовским руководством, особенно, когда это касалось «распила» бюджетных денег, земли и недвижимости.

Дальнейшее развитие событий зависит даже не столько от того, будет ли Центр рассматривать меджлис, как элемент механизма управления «подозрительным» регионом, сколько от ситуации в Причерноморье. Кто кукловодит на большей части Земного шара вообще, и крепко держит за горло украинскую «элиту», в частности – всем хорошо известно. Вот они и будут определять, стоит ли активизировать в Крыму борьбу за национальную государственность крымских татар. Пока им это не надо. Другое дело, что сам меджлис за прошедшие годы сильно подрастерял свою дееспособность и популярность среди татар. По сути, лидеры этой организации все сильнее напоминают политбюро времен конца Советского союза – сборище погрязших в коррупции, в «откатах» и «распилах» людей, утративших былую резвость и креативность.

Снос самозахвата в поселке Красный рай (1992)


Татары штурмую Верховный Совет Крыма (1992)
Больше аналитики, инсайдерских данных и актуальных новостей читайте в Telegram-канале НОВОРОСС.ИНФО

Просмотров: 2913


Происшествия
ТОП новостей